Гарантии в нашей клинике предоставляются обязательно:
- каждому пациенту,
- на каждую выполненную работу (конкретный пролеченный зуб, поставленный имплантат и т.д.),
- либо в виде гарантийного срока и срока службы, либо в виде процента вероятности достижения ожидаемого результата лечения,
- с учетом индивидуальных обстоятельств (т. е. с учетом клинической ситуации).
Клиника выполняет свои гарантии, если пациент соблюдает названные ему условия.
Гарантии в медицине делятся на две группы:
- безусловные;
- прогнозируемые, определяемые с учетом обстоятельств лечения и условий сохранения достигнутых результатов.
Безусловные гарантии в медицине предоставляются пациентам в обязательном порядке и без каких-либо условий, поскольку они соответствуют медицинским нормам, требованиям, предъявляемым к медицинским учреждениям и врачам, имеющим сертификаты на осуществление конкретной медицинской деятельности, а также отвечают законам по охране здоровья граждан и защите прав потребителей.
Безусловные или обязательные гарантии включают в себя:
- предоставление полной, достоверной и доступной по форме информации о состоянии здоровья пациентов;
- проведение консультации и консилиума – как по медицинским показаниям, так и по требованию пациента;
- проведение лечения специалистами, имеющими сертификаты, подтверждающие право на осуществление данного вида медицинской помощи;
- учет показателей общего здоровья пациента при осуществлении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий;
- установление полного, обоснованного диагноза;
- составление рекомендуемого (предлагаемого) плана лечения;
- согласование с пациентом выполняемого плана (исходя из рекомендуемого);
- использование методов и технологий лечения, применяемых в настоящем лечебном учреждении;
- индивидуальный подбор анестетиков, что позволяет в максимальной степени исключить болевые ощущения, учитывая при этом возраст пациента, его аллергологический статус, показатели общего здоровья и опыт лечения у стоматологов;
- безопасность лечения – обеспечивается комплексом санитарно-эпидемиологических мероприятий и использованием разрешенных к применению технологий и материалов;
- точная диагностика, достигаемая при наличии должного профессионального уровня специалистов, современных диагностических средств и данных дополнительных обследований;
- тщательное соблюдение технологий лечения, что предполагает высокопрофессиональную подготовку врачей, зубных техников и ассистентов, а также специальные средства контроля качества их работы;
- применение технологически безопасных, разрешенных Минздравом РБ материалов, не утративших сроков годности;
- проведение контрольных осмотров – по показаниям после сложного лечения или при необходимости упреждения нежелательных последствий;
- проведение профилактических осмотров с частотой, определяемой врачом;
- динамический контроль процесса и результатов лечения
- мероприятия по устранению или снижению степени осложнений, которые могут возникнуть в процессе или после лечения;
- определение риска повторения или обострения выявленных заболеваний;
- достижение показателей качества лечения и эстетических результатов (с учетом имеющихся стандартов, пожеланий пациента и объективных обстоятельств, выявленных врачом).
Прогнозируемые гарантии в медицине – это предвидение врачом определенных результатов конкретного проводимого лечения с учетом выявленных объективных обстоятельств вмешательства, имеющегося у него опыта, уверенности в эффективности используемых технологий и материалов, выбранных вариантов решения проблемы и методов контроля за процессом и последствиями лечения.
Можно сказать и так (на «языке пациента»): прогнозируемые гарантии – это шансы на успех. В таком смысле врачи различных медицинских направлений разъясняют больному шансы на выздоровление, на положительный исход лечения. Разумеется, гарантировать стопроцентный успех любого лечения нельзя, поскольку каждый случай индивидуален и зависит от ряда обстоятельств.
Успешность стоматологического лечения, как и любого медицинского вмешательства, зависит от многих объективных и субъективных факторов, в том числе, независимых от воли, ответственности и уровня профессионализма медицинского персонала. Эту истину хорошо понимает любой врач, ее может принять здравомыслящий пациент, если услышит убедительные и доступные по форме аргументы.
Объективные факторы, обстоятельства, не позволяющие врачу уверенно определять гарантии:
- обусловленность решения проблемы выявленными и предполагаемыми общими заболеваниями пациента;
- динамические изменения в организме и в полости рта, обусловленные возрастом – в детстве и юности действуют эволюционные процессы, а у взрослого и пожилого человека – инволюционные;
- наличие более или менее выраженных противопоказаний для проведения конкретного медицинского вмешательства – абсолютные, относительные и показания к отсроченному лечению;
- невыполнение пациентом рекомендованного плана лечения (если отдельные невыполненные или незавершенные его пункты, этапы предопределяют результаты лечения, на которое устанавливаются гарантии);
- ограниченность технологий, при помощи которых проводится лечения, или отсутствие в клинике условий для их реализации;
- несовершенство материалов, которыми располагает современная стоматология и которые выбирает пациент;
- сложность данного клинического случая (определяет врач);
- высокая вероятность осложнений при данном виде лечения (определяется на основе опыта доктора и литературных данных);
- влияние действующих или вероятных средовых факторов, ухудшающих здоровье и состояние полости рта пациента;
- стечение клинических обстоятельств в процессе оказания помощи;
- особенности профессиональной деятельности пациента, которые могут отрицательно сказаться на результатах лечения.
Вмешательства, при которых допустимо давать гарантии в виде сроков (месяцы, годы):
- постановка пломб, виниров, реставрация коронковой части зуба, изготовление коронок и других ортопедических конструкций, установление ретеционных аппаратов после снятия брекет-системы. Все эти виды работ включают овеществленный, материальный результат.
Но как быть в клинических ситуациях, не имеющих «вещный» результат, где здравый смысл подсказывает, что о сроках говорить затруднительно, а порой не логично с позиций медицины? Мы договариваемся с пациентом и получаем его согласие на прогнозируемый процент вероятности достижения позитивного результата или объясняем, что лечение может быть проведено без гарантий.
Вмешательства, при которых определяется процент вероятности успешного (эффективного) оказания стоматологической помощи, уменьшения тяжести заболевания:
постановка временной пломбы, лечение зубных каналов, гигиеническая чистка, отбеливание, хирургические операции, включая имплантологию, лечения пародонта. Гарантии на эти работы обычно вызывают возражения у некоторых стоматологов и замалчиваются в литературе.
Наша система взаимоотношений с пациентом обосновывается на принципах
- Врач предоставляет каждому пациенту в каждом клиническом случае обязательные гарантии.
- Врач устанавливает каждому пациенту и в каждой клинической ситуации прогнозируемые гарантии либо в виде сроков, либо в виде процента вероятности успешности лечения (в зависимости от специфики стоматологического вмешательства).
- Устанавливая прогнозируемые гарантии либо в виде сроков, либо в виде процента вероятности успешности лечения, врач обязан учесть совокупность объективных и субъективных обстоятельств, способных ограничивать его ручательства.
- Установив прогнозируемые гарантии, врач должен обозначить каждому пациенту и в каждой клинической ситуации условия, при которых достигнутые результаты будут сохраняться (поддерживаться).
- Информирование пациентов о гарантиях одновременно включает:
- сообщение о средних показателях гарантий, действующих в клинике;
- указание на то, что врач установит прогнозируемые гарантии в каждом клиническом случае (сроки или процент вероятности успешности лечения);
- предупреждение о том, что прогнозируемые гарантии могут быть больше или меньше средних, принятых в клинике, в зависимости от выявленных врачом обстоятельств медицинского вмешательства в данном случае.